Архитектурный декор

Архитектурный декорИ, наконец, еще одна черта, характерная для зодчества второй половины прошлого столетия, приобретшая крайнюю заостренность в творчестве Гартмана, боязнь повторности, стремление к неповторимости, индивидуализации каждого мотива. «Общее палач человеческой индивидуальности», говорил В. Г. Белинский. Из всего множества архитектурных приемов зодчие практически используют один равномерное украшение поверхности стен декором.

Лишь исключительная одаренность помогла Гартману сохранить определенную цельность своих построек. Однако повышенное внимание и переоценка значимости отдельной детали, безусловно, являются причиной дробности большинства его проектов, объем которых словно растворяется, исчезает под покровом измельченного и чрезвычайно индивидуализированного декора.

Деталь, причем деталь декоративная, ассоциировалась и стала носителем совершенно определенного и конкретного социального содержания. Зодчие стремились сделать его максимально ясным и доходчивым.

На этом пути Гартман был в числе пионеров.

Он принес свой дар в жертву идее, очень возвышенной и благородной, но столь же утопичной и безнадежной, каким было безоглядное, беззаветное участие народников 1870х годов в революционной борьбе.

Слишком конкретно и буквально, слишком наглядно, даже натуралистично пытался Гартман воплотить в архитектуре свою веру в историческую миссию крестьянства, возродить его искусство. Средства, которыми Гартман глава и вдохновитель демократического по своему духу архитектурного направления пытался воплотить волновавшие его идеи истинной народности, оказались слишком частными, слишком индивидуализированными.

Однако основная причина неприятия творчества Гартмана мастерами следующего поколения историческая исчерпанность направления и стиля, им представляемого, та же, что привела сторонников нарождающейся эклектики к отрицанию классицизма, а в период становления модерна заставляла его сторонников ругательски ругать эклектику. Столетие, прошедшее со дня смерти зодчего, позволяет нам спокойно и беспристрастно отнестись к его наследию.

Комментарии запрещены.