Формирования материи

Формирования материиОчень показательна в этом отношении архитектура Древней Греции классического периода, хрестоматийный пример «тектонического стиля», где, как обычно утверждают, достигнута наивысшая степень гармонии между технически целесообразной конструкцией и визуально воспринимаемой формой. Однако общеизвестны так называемые «оптические коррективы», которые зодчие вносили в форму для того, чтобы, используя особенности оптического аппарата зрения, повлиять на восприятие своих произведений.

Очертание некоторых деталей греческих построек определяется не конструктивной, уровни пространственных систем вплоть до структуры городов. Характерна эволюция культовой архитектуры западного средневековья от романских построек, где форма почти тождественна конструкции, к сложным, зашифрованным построениям формы в готике.

В готическом храме основные массивы конструкции, принимающей на себя тяжесть и распор сводов, вынесены за пределы внутреннего пространства и невидимы из него, вертикальная устремленность интерьера с его неправдоподобно тонкими колоннами (что стало возможно благодаря перераспределению нагрузок) должна выразить идею победы духа над косной материей, его порыв к небу, посылающему свет через пояс окон наверху, под сводами. Инженерный расчет определял систему связей между конструктивными элементами, обеспечивавшую кажущееся чудо свод, как бы парящий в лучах света.

На строго рациональной основе рождались ирреальные символические образы, воплощенные в структуре архитектурой формы и получившие конкретность в строгой иерархии скульптурно пластического декора здания.

Человек жил в окружении символов и через них воспринимал мир. Еще не расчленившиеся ремесло и искусство вместе вносили свою лепту символического в простейшие проявления повседневной жизни. Символическими значениями наделялось и построение города в целом.

Городские стены отделяли город с его городскими привилегиями и относительной свободой от «несвободы» окружавших феодальных земель.

Отсюда и символика, с которой были связаны городские укрепления, ее донесли до нас и литературные памятники, и произведения изобразительного искусства.

С христианской мистикой чисел связывалось, например, число городских ворот (12 ворот «небесного Иерусалима»).

Однако не все из 12 ворот старой Москвы были практически необходимы для обеспечения связи внешних путей и городских улиц.

Комментарии запрещены.