Круговая панорама

Круговая панорамаХудожнику Кватроченто нужно было побороть средневековую привычку смотреть в отдельности деталь. Как просто смещает масштабы, сдвигает архитектурные пространства в своих фресках Джотто и никакой неправильности или неестественности! И совсем по-другому «смотрит» более поздний Давид, выполненный Микеланджело.

Привычным усилием воли он схватывает целое, но уже расчлененное и организованное в иной манере. В анонимной биографии Альберти говорится, что он особенно любил восхождение на высокие горы.

Такой штрих очень характерен.

Когда художник предпочитает всем остальным какую то одну точку наблюдения, это может означать, что именно она отвечает его манере зрения. С таких гор открывается чуть ли не круговая панорама.

Одновременно видишь ближние и дальние планы. Причем все элементы пейзажа, все нюансы цвета строго согласованы, как будто связаны единым законом.

Тем не менее, приемы, помогающие целостному ордерному восприятию, не могут не показаться надуманными.

В первый момент трудно поверить, чтобы художники Кватроченто и впрямь занимались изобретением чего либо подобного. Уж очень все преднамеренно и осознанно.

И в самом деле, современные толкования такого рода вопросов самая деликатная и самая уязвимая сторона искусствоведения.

Но попытайтесь нарисовать фигуру человека, как рисовали в Италии в XV в., да так, чтобы все было искренне и без стилизации, и вы увидите, как много сложных и необычных приемов придется выполнять, чтобы обратить внимание именно на те места натуры, на которые смотрели Пьеро дела Франческа или Мантенья. В таком же положении по отношению к античности находились и сами художники Возрождения.

Сам Альберти, да наверное не он один, прекрасно понимал, что его современники воссоздают утерянный метод классического искусства.

Комментарии запрещены.