Московская архитектурная школа

Московская архитектурная школаНе без участия Быковского в московской архитектурной школе сложилось правило при проектировании новых сооружений учитывать стиль и продолжать традицию исторически сложившейся застройки. В архитектуре XVIII начала XIX вв. существовала лишь проблема «вида на исторический памятник». О соответствии стиля нового сооружения древнему не заботились, памятуя о все значимости ордера.

В конкретной практике XIX в. новая тенденция выразилась в строительстве жилых домов в стилях, варьирующих элементы ордерной архитектуры, и в возрождении вертикализма и силуэтности культовых сооружений, включающихся в систему вертикалей древней Москвы.

Характерна и высотность культовых построек Быковского, тяготение к много объемности, разнообразие стилевых форм, продиктованных окружением, классицистических в колокольне Никитского монастыря и церкви Троицы на Грязях на Покровке, русскороманских в колокольне и ограде Страстного монастыря, романоитальянских в ансамбле Ивановского монастыря, русских в храме Покровского монастыря и церкви Никиты мученика в Старых Толмачах. Чувством причастности к истории и осознанием неповторимости давно минувшего продиктована также получившая восторженную оценку современников реставрация соборного храма Чудова монастыря в Кремле, произведенная с точным сохранением прежнего типа, «с большим против прежнего благолепием», противопоставлявшаяся в те годы переделкам XVIII начала XIX вв. Быковский обнаруживает особый интерес к интерьеру.

Его волнует та же проблема, что и при проектировании фасадов, связь и сопоставление величественного и интимного. Отсюда пространственная сложность крупных помещений, устройство в парадных залах карнизов, членящих их на половине высоты, или колоннад в таких же соотношениях.

И все для того, чтобы, не лишая пространство единства, внести в него теплоту уюта.

В композиции фасадов гражданских построек в равной мере сказывается зависимость от классицистических образцов и их переосмысление. Лаконизм форм, крупномасштабность и грандиозность размеров причудливо сочетаются с дробностью деталей и мелкой профилировкой карнизов и тяг. Особенно любимы Быковским композиции, в которых боковые и центральные части фасадов равно акцентированы, но различными средствами.

Комментарии запрещены.