Мотивы произведений

Мотивы произведенийСтоль же демократичен Гартман и в выборе мотивов декора для своих произведений. Это преимущественно орнаментальные узоры вышивок, народной резьбы, предметов бытового обихода. Между тем сюжет и выбор мотива были важнейшим, определяющим фактором в искусстве пореформенной России.

Живопись и скульптура, отказавшись от академизма, развивались под знаком расширения тематики и изображения того, что прежде почиталось низменным: полотна живописцев заполнили чиновники и мужики, в скульптуре сцены обыденной жизни и фигуры в современном платье вытеснили античных богов и героев в тогах. Нечто подобное произошло и в архитектуре колонны, фронтоны, купола, портики сменились мотивами узорочья, заимствованными из крестьянского искусства.

Постройки Гартмана «демократичны» и в отношении используемых материалов, конструкций, техники строительства. Он применяет дешевые материалы дерево, кирпич, майолику, холст, не стараясь прикрыть их традиционной штукатуркой, не пытаясь имитировать, как требовали правила «изящной» архитектуры, мрамор или естественный камень.

Особенно характерны для сооружений зодчего доступность и дешевизна конструктивного решения. Он не только выдвинул идею передвижного театра, но и создал первый в России, а может быть, и в мире проект сборно разборного передвижного театра, построенного к открытию Политехнической выставки в Москве на Варваринской площади (ныне Ногина).

В сооружениях Гартмана исчезает всякий намек на бытовавшие некогда приемы парадного, монументального и представительского искусства подчиненность ведущей теме, центрально осевая композиция, симметрия, ордер. Господствует принцип коврового распределения декора.

Узорочье красочных орнаментов щедро покрывает фасады и стены интерьеров спроектированных им зданий. Богатству орнаментального узорочья вторит столь же щедрое и многообразное манипулирование фактурное цветовыми элементами.

Если зодчий возводит деревянную постройку, то нежное кружево прорезной ажурной резьбы, применяемой очень и очень обильно, контрастирует с мощью округлых и кажущихся особенно крупными на фоне мелкой порезки бревен. Если зодчий сооружает каменные здания, то он применяет фасонный полихромный облицовочный кирпич (его излюбленный материал), оживленный вкраплениями многоцветных изразцов.

Стены типографии Мамонтова в Леонтьевском переулке в Москве.

Комментарии запрещены.