Научные методы
Все не то, что перед тобою перед глазом, Леонардо писал, что хочет не только «видеть», но и «уметь видеть» со строгим упорством. Взгляд рассеянного наблюдателя бесцельно перескакивает с предмета на предмет.
А для Альберти и для Леонардо все увиденное становится источником знания.
Создание картины или ее восприятие (что в данном случае равнозначно) можно уподобить особым образом поставленному зрительному эксперименту. Он состоит в имитации натурального переживания или впечатления.
Удача означает, что знания о реальном мире верны.
Например, Рафаэль изображает пожар в Борга или Леонардо Благовещение.
Оба художника выяснили мотивы, приводящие в движение участников события, их взаимоотношения, характеры, нашли уместную обстановку и тем вызвали впечатление достоверности.
Достоверность и реальность в этом случае можно приравнять удаче в научном эксперименте или успешной работе изобретенного механизма. Итак, мы заметили, что научный метод Альберти и Леонардо во всем согласуется с манерой видения художника, а создание картины мало чем отличается от постановки научного эксперимента.
Альберти первый заметил сходство между приемами исследования, которые применяет ученый, и новой манерой художественного видения.
Леонардо по достоинству оценил его открытие и сделал универсальным методом своей работы.
А нет ли связи между этим методом и разносторонностью людей Возрождения?
В анонимной биографии Альберти говорится, что он не только постигал быстрее других науки и искусства, но и добивался превосходства в выполнении самых сложных физических упражнений. Например, прыжок с места через головы стоящих людей, или знаменитый поворот верхом на лошади вокруг неподвижной шпаги, поставлен Большой интерес к методике видения, разработанной П. П. Чистяковым, проявлял Д. И. Менделеев, многие годы друживший с художником.
Факт во многом примечательный.