Общественные высоты в архитектуре

Общественные высоты в архитектуреВсем сооружениям зодчего, даже высотным, присуща определенная «широтность». Акценты по бокам и «расползшийся» центр подчеркивают подчиненность фасада пространству улицы, ее горизонтальности. Композиции Быковского обнаруживают устойчивое тяготение к сложной перекличке тем и акцентов, создающих сложный ритм.

Они служат великолепной характеристикой времени и передают его дух, соединяя в себе партикулярность с возвышенностью, практицизм с романтическими мечтаниями, утрату прежней гармонии и поиски новой монументальности. В этом видится своеобразие творческого почерка мастера, во всех своих начинаниях руководствовавшегося рожденными романтизмом идеалами народности, просвещения и общего блага.

В. Д. Гартман (1834-1873).

Гартман принадлежал к замечательному поколению русской интеллигенции 60х годов прошлого века.

Общественный подъем, наступивший в России после освобождения крестьян, гражданственные идеалы шестидесятников и, казалось бы, случайный эпизод в личной биографии зодчего участие в проектировании памятника Тысячелетия России в Новгороде Великом разбудили его творческую мысль.

Последнее событие пробудило у молодого архитектора интерес к русской истории, к создателю самобытной русской культуры народу, крестьянину, к зримому воплощению его гения народному творчеству. Самостоятельная деятельность Гартмана насчитывает всего пять лет (1868-1873): годы, прошедшие со времени его возвращения из пенсионерской поездки за границу до безвременной кончины.

Однако в эти короткие пять лет Гартман не только сформировался как цельная творческая личность, но стал родоначальником и идейным вдохновителем «русского стиля», сознательно противопоставившего себя официальному «русско византийскому» стилю К. А. Тона.

Он как бы сконцентрировал свои творческие помыслы на развитии тезиса Быковского «иметь Архитектуру собственную, национальную, ...

» В свое время работы Гартмана получили восторженную оценку молодого еще В. В. Стасова. Они были с энтузиазмом встречены современниками и особенно демократически настроенной интеллигенцией.

Всем известны знаменитые «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, сюжетом для которых послужили рисунки, выставленные на посмертной выставке Гартмана.

Комментарии запрещены.