План Тбилиси

План ТбилисиПлан Тбилиси не расчерчивался под рейсшину. Улицы проходят так, как это удобно в каждом случае по местным условиям.

В иных городах, старых и новых, прямые магистрали уходят в бесконечность или упираются в выразительные по облику постройки. В Тбилиси улицы то и дело изгибаются, демонстрируя многообразие панорам.

Одни улицы проходят по главным направлениям, связывая между собой городские узлы или районы.

Другие имеют местное значение. Эти второстепенные проезды не обязательно пересекают магистрали, но примыкают к ним в каждом случае так, как это удобно.

В результате сеть улиц не имеет на плане вида геометрической решетки. Застройка замыкает перспективу проездов.

При жесткой трассировке взаимно пересекающихся улиц они производят впечатление просек, разрезающих живое тело города. Тбилисские же улицы воспринимаются как естественные, органичные артерии.

Они не расчленяют застройку, а объединяют ее. В результате человек ощущает город как цельный организм.

Ощущению целостности застройки Тбилиси способствует ее компактность. Мы умеем экономить копейки, но не всегда бережно относимся к драгоценной земле, поскольку она не учитывается в калькуляциях сметной стоимости.

В новых городах или городских районах широкие магистрали, большие площади; здания поставлены с широкими разрывами.

Теоретически это должно давать ощущение простора, свободы. А практический результат такой планировки перерасход территории; чрезмерные затраты на устройство коммуникаций; дальность расстояний, что приводит к излишней трате сил и времени пешеходов, а также к неоправданной загрузке транспорта; разбросанность застройки, что дает отрицательный эстетический эффект.

В Тбилиси улицы сравнительно узки, и это создает впечатление интимности, непринужденности.

Конечно, узкие улицы в современных условиях неудобны.

Комментарии запрещены.