Разница между зданиями

Разница между зданиямиРаботая отношениями и учитывая все особенности нового видения, он делает из текста настоящую ордерную композицию, обязательную для архитектуры и живописи Возрождения. И в этой работе поступает так же, как поступали греки. В шестой книге есть такие фразы «В чем разница между зданиями, которые нравятся, и теми, которые не нравятся вовсе, пишет Альберти по поводу архитектурных открытий Греции.

«Сочетая разное с равным, прямое с изогнутым, явное с более скрытым, она (Греция В. Л.) заметила, что от этого, как от брака мужчины и женщины, происходит нечто третье, много обещающее для предпринятого дела; и она не переставала даже в мелочах вновь и вновь рассматривать отдельные части, как соответствует правое левому, стоящее лежащему, близкое далекому; прибавляла, убавляла, уравнивала большее с меньшим, сходное с несходным, первое с последним, пока не установила. Теперь мы видим, что обращение к архитектуре не было случайностью.

Именно в трактате О зодчестве найдены и впервые сознательно применены правила и приемы ордерноцелостного видения.

Композиция Возрождения самое убедительное доказательство существования этой удивительной зрительной манеры. Ведь не научившись смотреть по закону ордера, нельзя создать безупречно размеренной постройки, нельзя безошибочно нарисовать человеческую фигуру в иллюзорном пространстве.

В одних случаях чуть раньше, в других чуть позже ордер утверждает себя почти во всех искусствах: живопись изобретает перспективу; усовершенствовав форму сонета, Петрарка организует поэтическое мышление по законам ордера; признаки нового, просветленного контрапунктического письма заметны уже у Палестина; ордерное видение помогает формированию иллюзорно построенного театрального спектакля. И даже в представлении о совершенном светском человеке (кортиджиано) отражены требования ордера (ни одна из его способностей не должна развиваться чрезмерно).

Что же такое трактат Альберти: художественное произведение или научное исследование? С одной стороны, в нем налицо все признаки целостного ордерного зрения, отличающие художника.

С другой стороны, автор, бесспорно, задавался научными целями. Ведь трактат позволил читателю и самому Альберти увидеть архитектуру систематически, понять ее законы.

И этому знанию мы обязаны все той же новой манере видения.

Комментарии запрещены.