Реалистические методы

Реалистические методыЖиви Гартман в другое время, он стал бы великим зодчим. Но господствовавший в искусстве пореформенных десятилетий конкретно реалистический метод, обусловивший невиданный взлет литературы, оказался пагубным для архитектуры. Чуждое природе зодчества отождествление тех или иных мотивов с конкретным содержанием и социальными идеалами, многословность, предпочтительная забота о характерности каждой отдельной детали в ущерб выразительности общего неотъемлемые качества архитектурного стиля второй половины XIX в., проявились в творчестве Гартмана с особенной резкостью.

Это сказывается в чисто литературной описательности композиции его монументов. Надгробный памятник архитектору (студенческая работа) и аналогичный по замыслу памятник А. С. Пушкину задуманы в виде ушедшей в землю колонны.

В первом проекте ее венчает гигантская коринфская капитель, на которую, в окружении атрибутов деятельности зодчего, водружен бюст покойного. Гигантскую голову поэта во втором проекте окружают сотни его книг идея, совершенно не поддающаяся пластической обработке, противоречащая основам монументального искусства, и тем не менее получившая одобрение современников именно за конкретную повествовательность своей композиции.

Чисто передвижническая приверженность к демократизму мотива дает о себе знать в постройках Гартмана, в последовательно крестьянских сюжетах его орнаментики рогожи, узоры вышивок крестом, кружева, порезки.

Новый вариант «русского стиля» получил широкое распространение в деревянных постройках, преимущественно в загородных дачах и в живой застройке городских окраин. Для каменной архитектуры он оказался слишком перенасыщенным декором, хотя в это время понятие «красивое» отождествлялось с понятием богато украшенное, а под термином архитектура разумели прежде всего архитектурный декор.

Комментарии запрещены.