Тематика проектов

Тематика проектовОбращение Гартмана к древнему и народному искусству органически вытекало из распространенных среди демократически настроенной интеллигенции взглядов на крестьянство как на социальную и нравственную опору России, из убежденности в неоплатном долге интеллигенции «меньшому брату». Такова основная причина обращения архитекторов к народному искусству. Гартман, окончивший академию в 1862 г., был истинным сыном своего времени, горевшим идеями демократизма и гражданственности.

Именно поэтому оплакивала его безвременную кончину передовая Россия.

Но Гартман был не просто выразителем демократических идей в архитектуре. Он был одаренным зодчим, смелым новатором, первооткрывателем, творцом.

Не его вина, а его трагедия, что он жил в годы архитектурного безвременья и, естественно, как каждый художник, не мог уйти от него. Тем не менее без преувеличения можно считать его одной из самых крупных фигур архитектуры пореформенной поры, самым последовательным представителем демократического, неофициального направления в зодчестве тех лет. Он был демократом до мозга костей в своих произведениях.

Демократичной была и тематика проектируемых им сооружений. Это павильон на Всероссийской мануфактурной выставке 1870 г. в Соляном городке в Петербурге и зал для народных чтений там же; военный отдел и театр на Политехнической выставке 1872 г. в Москве (он предложил также построить для этой выставки павильон из железа и стекла с тем, чтобы впоследствии использовать его в качестве крытого рынка).

Им построены типография Мамонтова в Леонтьевском пер. в Москве; под Москвой дача Ф. Мамонтова в Кирееве и Теремок в имении Мамонтовых Абрамцеве; спроектированы доходные дома.

Среди его проектов ни одного особняка, ни одного официального сооружения. Гартман много работал в области художественной промышленности.

Им создано бесчисленное множество эскизов мебели, ламп, люстр, киотов, самоваров, посуды и т. д., по которым были изготовлены предметы, вошедшие в быт городских жителей пореформенной России.

Комментарии запрещены.