Традиционное планирование

Традиционное планированиеДругая сторона формообразования, связанная с закономерностями возникновения целостной формы, решается у Вагнера в традиционном плане. В этом отношении теория Вагнера столь же компромиссна, как и его практика. Так, Вагнер уделял большое внимание центру композиции, так как, по его мнению, отсутствие композиционного ядра вызывает неприятное чувство неуравновешенности.

Оно объединяет все элементы композиции в единое целое. Но Вагнер ошибался, считая, что центр может быть организован только с помощью симметрии.

Асимметрию в ансамблях он считал частностью, требовал обязательного подчеркивания главной оси. Он создает симметричные планы, а, как известно, симметрия часто служит препятствием для полноценного решения функциональных задач. Много сил отдал Вагнер педагогической деятельности, воспитанию нового поколения архитекторов.

Сначала он руководитель архитектурного класса в Венской академии (18941899); затем, после ухода оттуда, он создает собственную школу «Вагнершулле», которая регулярно действовала с 1901 по 1905 г. Школой подлинного мастерства оказалась работа молодых архитекторов в ателье Вагнера.

Плеяда воспитанных Вагнером архитекторов позволяет говорить о созданной им венской архитектурной школе. Пожалуй, наиболее ярким ее представителем был Йозеф Мария Ольбрих (18671908), один из основателей и идеологов «Сецессиона».

Он учился в Венской академии, когда Вагнер стал там преподавать, и затем был его верным сотрудником при проектировании и строительстве городской железной дороги.

Другой выдающийся последователь Вагнера Иозеф Гофман (18711956), основатель Венских художественных мастерских также был его учеником по архитектурному классу и несколько лет работал в его ателье. Вагнер высоко ценил творческие успехи и теоретические воззрения Ольбриха и Гофмана.

Они сыграли значительную роль в разрыве Вагнера с академизмом. «Архитекторы новой расы» так отзывался он о своих учениках.

Комментарии запрещены.