Трактат о зодчестве

Трактат о зодчествеУстановилось мнение, что Альберти, как и Леонардо, не успел или не смог привести свои взгляды в систему. А. К. Дживелегов, например, считает, что у Альберти просто не хватало на это времени, и каждая его конкретная работа это теоретическое освещение той или иной проблемы.

Но, может быть, мы не находим у него системы, потому что ожидаем увидеть ее в том виде, в каком были написаны эстетики Г. Лессинга, Н. Буало, Ф. Шеллинга или Г. Гегеля.

Страстное увлечение Альберти в зрелом возрасте архитектурой, для которой были оставлены другие занятия, по-видимому, объяснялось тем, что сама архитектура очень много дала его теоретической любознательности и, возможно, на многое открыла глаза. Для Альберти сочинять трактаты значило то же, что для Джотто писать исторические фрески или для Петрарки слагать сонеты.

Каждый из них пришел к новому пониманию искусства. Где же искать теорию Джотто, как не в его фресках?

Разве не естественно предположить, что понимание нового искусства Альберти мог проявить не обязательно в теоретических определениях, но и в том, как им описана и рассмотрена сама архитектура?

К счастью, исследователю представляется редкий случай сравнения двух однотипных трактатов, созданных в разные эпохи на одну и ту же тему. В известном смысле сочинения Альберти вариация на тему Витрувия.

Тем проще путем сравнения обнаружить изменения и нововведения, продиктованные запросами времени. Сходство трактатов так велико, что некоторые считали книги Альберти свободным переводом Витрувия.

Но это несправедливо. Тщательное сравнение показывает, что Альберти не только использовал многие неизвестные Витрувию сочинения (главным образом средневековых авторов), но и пересмотрел некоторые его принципиальные положения.

Комментарии запрещены.