Законы механики

Законы механикиВ конце 2-го тома сочинения Леонардо, изданного Равессоном Мольером в 1883 помещен манускрипт Д. В нем говорится об устройстве зрения, о человеческом глазе. Там же приводится описание камеры обскуры.

А в 3м томе Леонардо пишет о свете и тени, об оптике и зрительных иллюзиях, о перспективе, геометрии, гидравлике, о полете птиц, об отношении живописи к анатомии человека и животных.

При чтении этого почти нерасчлененного текста возникает впечатление, что Леонардо разбирает составные части какого то сложного оптического прибора и попутно проверяет его в действии, будто пересоздает его, а это значит всегда и во всем видит закономерности устройства.

«Живопись есть наука и законная дочь природы, ибо она порождена природой», В этом определении нет ни преувеличения, ни натяжки. Законы механики, оптики, анатомии, по мнению Леонардо, помогают добиться красоты в картине.

Наука эпохи Возрождения почти не знает открытий, которые не получили бы зрительно видимого применения, например в архитектуре, технике, в военном деле, ирригации, мореплавании и т. п. Сам Леонардо считал картину изобретением, подстыть своим изобретениям самолета, механизма для церковного кукольного представления, будильника и парашюта. Современники Брунеллески признали в нем гениального архитектора за изобретение самого простого способа возведения купола флорентийского собора.

Бернини пользовался славой изобретателя сложных театральных машин.

У Леонардо есть объяснения, как рисовать стариков, детей, оратора в толпе, как делать беглые наброски и т. п. Для него вопросы как и почему одинаково необходимы и при наблюдении полета птиц и при изображении «Тайной вечери».

В понимании Леонардо картина своеобразный свод «Правил хорошего поведения» глаза. Картину нельзя было смотреть как попало.

Точно так же строго организованно наблюдал художник и все, что его окружало.

Этой же дисциплине зрения учил Чистяков не туда взглянул сначала.

Комментарии запрещены.