Архитектура жилых жомов

Архитектура жилых жомовВместе с тем архитектурой жилых зданий, т. е. архитектурой, формирующей застройку городов, недовольны достаточно широкие круги общественности. Этот факт зафиксирован официально. В чем же дело?

А в том, что мы не «развиваем» «ту же направленность», не «открываем заложенные в ней новые творческие возможности». Мы топчемся на месте.

Призывы к изменению направленности сводятся на деле к предложению вернуться назад.

Но такие возвраты на языке науки истории называются термином «реакция». К таким большим художникам, как Буров, Гольца, Жолтовский и немногие им подобные, вернуться нельзя они неповторимы.

Тем более неверным было бы возвращаться к практике посредственностей, копировавших классику в духе заурядной эклектики. Иногда приходится слышать, что архитектура теперь ничего не говорит человеческому чувству.

Еще б, ели искусство любой направленности топчется на месте, точно сбитая пластинка, наигрывающая одну и ту же фразу, то оно лишается информативности, ничего не говорит людям.

Но не направленность причина бессодержательности некоторых произведений.

Сами по себе колонны, фронтоны классики, стрельчатые своды готики, мавританские арки, гибкие линии модерна, любые формы сами по себе при топтании на месте, повторении давно известного становятся бессодержательными.

Любая направленность нуждается в развитии, в том, чтобы создаваемые на ее основе композиции одухотворялись все новыми и новыми художественными идеями.

Обновление этих идей и чувств, выражаемых мастером, постепенно влечет за собой и органическое обновление формы. Такой процесс продолжается до тех пор, пока направленность еще способна вмещать и выражать новые мысли и чувства.

Но этому есть предел (может ли направленность египетского, к примеру, искусства выражать идеи и чувства, находившие выражение в направленности готики?

). Тогда изнутри вызревают новые позитивные (!) позиции, как, например, позиции Брунеллески вызревали внутри древней флорентийской традиции.

В одухотворении новыми идеями особенно нуждается архитектура жилища. Она зажата в узкие рамки с нескольких сторон.

Прежде всего это психологическое безразличие строителей к архитектуре возводимых ими зданий. Когда такое безразличие удается прорвать, получаются кварталы Жирмунай и Лаздиной.

Комментарии запрещены.