Бытующее представление

Бытующее представлениеДавно известно, к чему можно было бы свести эту процедуру. Прежде всего должны быть пересмотрены нормы проектирования в сторону сокращения, упрощения, облегчения, отказа от мелочной опеки над каждой линией архитектора.

Контроль за соблюдением норм следует возложить не на органы сан надзора, пожарной охраны и т. п., а на самого архитектора на основе единоначалия. Проект должен рассматривать только заказчик, причем только для установления того, насколько хорошие условия созданы в здании для той деятельности, которую предстоит вести в нем заказчику.

За соответствие санитарным и прочим нормам и за архитектурно художественные качества здания отвечать должен только автор.

Автору гарантируются особые суммы в сметах и право на приглашение консультантов по применению норм и правил. Соблюдение же их устанавливается на готовом здании.

Ответственность автора риск дисквалификации, риск потерять на тот или иной срок право строить, право авторства. Иначе говоря, лучшая процедура утверждения отмена процедуры утверждения проекта и повышенная строгость при приемке готового здания.

Бытующее представление, будто заблаговременное рассмотрение проекта (в архитектуре), эскиза задуманной картины (в живописи), плана или программы рукописи (в литературе) предохраняет государственный кошелек от затрат на плохую продукцию не что иное, как самообман. Такой порядок в художественном творчестве ведет только к усреднению, господству посредственности, серости произведений, что для искусства равносильно сплошному браку, потерям много большим, чем отдельные неудачные работы.

Не раз приходилось слышать, что «Важную роль в развитии архитектуры может сыграть общественное мнение».

Это звучит многозначительно, но банально.

Без «работы» общественного мнения архитектура не появляется, не живет и не исчезает.

Если архитектура хороша, то это в какой то степени заслуга общественного мнения, воспитавшего и направившего мысль архитектора, а если в архитектуре много недостатков, то это тоже в значительной мере вина общественного мнения. Оно довольствуется такой архитектурой и не может заменить ее иной.

Ведь архитектура правдивое зеркало создавшего ее общества.

Можно привезти из другой страны музыку, литературу или образцы одежды, но архитектуру для себя создает всегда только сам народ, само общество своими силами и по своему разумению, т. е. руководствуясь собственным общественным мнением и ничем другим.

Иное дело, что народ может в тот или иной исторический период считать более важным иные свои задачи, чем создание хорошей архитектуры. И он всегда прав в выборе своих общественных целей и задач, но такой выбор как раз и входит в сферу общественного мнения.

Комментарии запрещены.