Действенность критики

Действенность критикиИграть роль соавтора, чтобы по его указанию переделывался данный конкретный проект. Это дело профессиональной экспертизы, консультации (если она нужна). Критик судит во всей полноте о законченном произведении (напечатанном, выставленном, сыгранном, построенном), а не дает советы, какие заплаты наложить на отдельные прорехи.

Если общественное мнение не формируется авторитетной критикой, то ее роль выполняет стихия случайных суждений.

А они бывают разные.

Немного передовых, больше, естественно, отсталых.

Так же, как не все читатели могут самостоятельно судить, чем хороша или плоха книга, так, и даже в большей степени, не все люди способны правильно понять произведение архитектуры.

Невольно на память приходят слова К, Маркса: «Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком». Судя по контексту, К. Маркс высказал мысль, представляющуюся ему аксиомой.

В ней ответ тем, кто придает значение только мнению профессионалов.

Ведь К. Маркс не сказал, что для наслаждения искусством нужно быть художником.

Для того чтобы наслаждаться произведением архитектуры как произведением искусства, нужно быть соответственно образованным человеком, что не равносильно быть архитектором.

Упомянутые разговоры о «переломном моменте» конкретизируются в предложении о «пересмотре направленности». Впрочем, это не только разговоры, такое встречается и в печати.

Можно было бы привести цитаты, но стоит ли? При существующей направленности появляются общеизвестные хорошие общественные здания, получившие государственные премии или просто заслужившие высокие оценки. Значит, если появляются одновременно плохие сооружения, то не направленность в этом виновата.

Зачем же ее пересматривать? Будет вернее согласиться с Г. М. Орловым, сказавшим на V съезде архитекторов, что «той же направленности мы должны следовать и впредь, закрепляя и развивая ее, открывая заложенные в ней новые творческие возможности».

Комментарии запрещены.