Композиционные приемы

Композиционные приемыЭтот композиционный прием вызывает широкое поле ассоциаций, связанных с понятиями «драматическое», «патетическое», «героическое», «мужественное», «монументальное». С помощью этих значений архитектурная форма памятника правдиво отражает историческое событие и оказывается адекватной психическому состоянию людей, переживающих это событие через посредство архитектуры. В ряде случаев семантически важные задачи возникают еще на уровне формирования архитектурной темы сооружения высокой общественной важности.

К числу таких сооружений относятся государственные представительства, посольства, архитектурный тип которых сложился в течение последних двадцати пяти лет. Строительная программа посольства отражает дифференцированные требования к отдельным функциональным комплексам и их взаимосвязям: к жилищу и культурно бытовому обслуживанию сотрудников, к резиденции посла и приемной. Выразительность этих разных по содержанию и характеру эксплуатации комплексов может быть достигнута одинаковыми архитектурными средствами, по-разному использованными.

Достаточно ясно выявились тенденции пластичности, скульптурного понимания архитектурной формы этого типа сооружений в зданиях чехословацких посольств в Лондоне (построено) и Вене (проект).

Несмотря на резкие отличия авторского подхода к теме, в обоих случаях из архитектурной формы можно «вычитать» родственные композиционные инварианты «высокой степени представительства».

В понятийной сфере это выражается значениями «монументальный», «торжественный», «серьезный», «важный», «представительный». Разумеется, этот композиционный инвариант целесообразен для официальной части посольства, его использование в других функциональных комплексах неизбежно привело бы к семантической неправдивости.

Примером архитектурной задачи высшей степени семантической сложности служит здание Федерального Собрания в Праге.

Здание размещается вблизи Вацлавской площади, на участке наиболее острых градостроительных и транспортных конфликтов центра столицы между Национальным музеем и театром им. Сметаны, с которым оно соединено в эксплуатационном и строительном отношениях.

С учетом совершенно различных эксплуатационных функций парламента и театра, ансамблевого взаимодействия со зданием бывшей фондовой биржи, архитектура здания Федерального округа.

Комментарии запрещены.