Например, смотреть мимо предмета, но уголком глаза не упускать его из вида. Тогда удается схватить главное в общих массах.
Чистяков создал очень последовательную, и, главное, действенную, результативную систему правильного видения. Замечательно, что она во многом сходна с манерой изложения, которую применяет Альберти.
В трактате Альберти все время попадаются отступления.
В одних случаях как будто бы совершенно не относящиеся к делу, в других продолжающие тему иносказательно.
Таков, к примеру, рассказ о фракийской блуднице Адонис, построившей для себя царскую гробницу.
В. П. Зубов считает, что многочисленные цитаты, анекдоты и назидательные случаи из Плиния, Целься, Геродота или Страбона не всегда уместны и представляют собой своеобразную орнаментику, наносящую вред художественной цельности сочинения. Сам Альберти говорит, что поместил их для развлечения и отдыха.
Но те же отступления имеют и другой смысл.
Переключая внимание на исторический анекдот, читатель видит тему уже не в упор, а как бы вскользь и благодаря этому легко схватывает главное.
Особенно помогают наглядному представлению о предмете изображение порождающих его обстоятельств. Например, чтобы объяснить смысл архитектурной типологии, Альберти говорит о разделении людей в государстве по роду занятия и в этой связи ссылается на авторитеты Солона, Ромула, Цезаря, Геродота, Плутарха и др. Для уяснения характера постройки рекомендует изучить общественное положение, образ жизни и привычки заказчика.
В науке и литературе такой прием дело настолько обычное, что им пользуются почти машинально. Однако мало кто замечал, что он содержит ту же изобразительную наглядность, о которой заботился Чистяков.
Это же ни что иное, как взгляд мимо, на фон или среду, при котором удается увидеть в общих чертах целое.
Людям, знакомым с искусством Возрождения, известна целая галерея однофигурных картин, изображающих св. Маргариту, св. Себастьяна, св. Орландо и т. д. на фоне природы или архитектурного пейзажа.
При рассматривании их взгляд сам собой раздваивается на фигуру и фон мимо фигуры. При этом, глядя на фон, обязательно видишь всю фигуру, и наоборот.