Начало семантических исследований архитектуры
Применение общей теории знаков семиотики подняло исследование семантических проблем архитектуры на качественно новую ступень. Сейчас уже изучается само существо и происхождение знаков, носителем которых является архитектурная форма, а также существо и происхождение информации, передаваемой с помощью этих знаков.
Сведения, получаемые нами о действительности через формы архитектуры, существенно отличаются от информации, получаемой из других источников.
Многое здесь зависит от специфики восприятия и понимания архитектуры и эмоционального переживания.
Поэтому семантические исследования архитектуры невозможны без изучения психофизических основ ее восприятия.
В свою очередь проблемы восприятия, как и весь круг непосредственно семантических исследований архитектуры, приводит нас к философской проблематике. С точки зрения диалектического материализма восприятие представляет собой отражение элементов, свойств и взаимоотношений материального мира в сознании человека, процесс заполнения сознания сведениями о реальной действительности.
Этот процесс, обусловленный в своих общих чертах структурой и особенностями функционирования человеческого мозга, приобретает конкретику в зависимости от социально исторических и других условий жизни людей.
В результате этого понятия «знак», «значение», «смысл», «информация», «социальная коммуникация», как и другие понятия и термины, используемые семиотикой, теорией информации и социальной коммуникации, приобретают социально историческую окраску и соразмерность. В последние годы особенно возрос интерес к семантическим проблемам архитектуры.
Все более остро ставятся вопросы о способности современной архитектуры передавать информацию важного общественного содержания, а также о ее возможности выступать в качестве внеязыкового культурного текста и, соответственно, быть активным средством социальной коммуникации и молодых.
На особенности зрительного восприятия повлияли высокие скорости современного транспорта.