Неудачи в строительстве

Неудачи в строительствеТеперь известно, что природа это система регулирования, поддерживающая динамическое равновесие. Представление о природе как об элементе динамического равновесия соответствует современному пониманию искусства архитектуры.

Однако создаваемый нами искусственный мир все больше и больше удаляется от природы.

Открывается ли при этом возможность найти искусственному естественное выражение? Было бы, пожалуй, полезно, если бы наука смогла доказать необходимость динамического равновесия и в искусственной среде, а также сформулировать эстетические положения и разработать теорию архитектуры в соответствии с этой задачей.

Поскольку из всех искусств архитектура наиболее близка к науке и должна согласовывать научные достижения с практикой, то при разработке теории следовало бы использовать взлет философской и научной мысли.

Возможно, некоторым архитекторам следовало бы посвятить себя теории архитектуры. Наш собственный опыт, наши неудачи в строительстве подсказывают нам, что достижение динамического равновесия можно считать главной целью проектирования.

Фактически все вредные, «побочные» факторы, связанные с урбанизацией и широким строительством (загрязнение воздуха, трущобы), доказывают близорукость человека, его неспособность создавать органически гармоничные сооружения.

Здесь, в Финляндии, мы понимаем, что именно в этом и состоит задача строительного искусства, иными словами, его цель: быть динамическим регулятором равновесия между людьми и природой, своего рода балансиром на силовом поле человеческой деятельности.

Финские архитекторы стремятся строить, сообразуясь с гармонией уже существующей и в природе, и в старинной архитектуре. Это стало для нас традиционным.

При этом изначальная гармония есть не только «гармония во имя гармонии» естественная красота есть ключ к динамическому равновесию каждого человека.

Я убежден, что нашу архитектуру нельзя объяснить и понять, если не учитывать подобного эстетического стремления, обусловленного неповторимой финской природой. С другой стороны, язык нашей архитектуры понятен всем, кто интересуется строительным искусством.

Он подчинен общим естественным законам и закономерностям, свойственным человеческой природе. При этом финская архитектура не является чем то неизменным, определенным, раз и навсегда данным. У нас, естественно, существуют строительные нормы и законы, практические стандарты, но в их рамках архитектура может развиваться свободно, в соответствии с характером каждого строительного объекта. И все же нам приходится постоянно обосновывать необходимость этой свободы, и она была бы, видимо, невозможна без тех пяти процентов подлинных произведений искусства, о которых говорилось выше. Каждый по настоящему прогрессивный шаг оказывает влияние и на характер архитектуры, и на общий уровень мышления о понятии реального пространства Я постараюсь несколько подробнее остановиться на тех закономерностях, которые, по-видимому, служат основой многообразия нашей архитектуры. Я хочу рассказать о поисках формы, которые финскими архитекторами воспринимаются как интереснейший эксперимент в нашей работе. Я, в частности, думаю, что во всяком практическом строительстве центральной проблемой являются форма и пространство. Для нас архитектура это прежде всего членение пространства на формы, органически соответствующие различным сферам человеческой деятельности. Уже из этого можно заключить, что в действительности пространство никогда не может быть чистой абстракцией, чем-то нереальным, незначительным с точки зрения человека и не существенным для природы. Это находит подтверждение и в современной науке, доказывающей относительность пространства. Классическое представление об абсолютности пространства, как и о классической гармонии, оказывается особым, теоретическим случаем. Современное естествознание рассматривает пространство наряду с материей и временем (веществом и энергией) как один из компонентов физической реальности. Пространство находит свое выражение в материи и времени. Таким образом, архитектура это искусство реального пространства, а в известном смысле искусство реальной материи и реального времени. Но так как свобода проектирования, равно как и свобода передвижения человека, осуществима именно в пространстве, то понятие «реальное пространство» представляет собой, пожалуй, наиболее благодатную основу для логического объяснения архитектуры.

Комментарии запрещены.