Объемы зданий

Объемы зданийНад застройкой города вздымались мощные объемы зданий, служивших не только материальным, но и символическим выражением власти светской и духовной (собор и ратуша в западноевропейских городах, комплексы кремлей в русских). Едва ли не все элементы города были для его жителей носителями символических значений.

Религия, которая в средние века была господствующей формой идеологии, прибегала к выражению понятий не в содержании надписей, а в символике архитектуры и слитого с ней изобразительного искусства. Пространственная разностью как таковой, а стремлением через ассоциацию раскрыть работу конструкции, ее внутренние усилия.

Так, очертания капители дорического ордера вызывают представление о предельном напряжении упругого материала.

Но на деле материалу капители не свойственна упругость, а ее «напряжение», которое мы визуально ощущаем, фиктивно, так как нагрузка от балки, лежащей на колонне, обычно передавалась только на ее основное сечение, а не на выступающие части капители, во избежание опасности их скалывания. Ряд деталей архитектурных ордеров Древней Греции не может быть оправдан никакой даже символической связью с конструкцией.

Существование этих элементов получает объяснение только в ассоциации их форм с формой элементов не дошедшей до нас «доордерной» системы, получивших важное смысловое значение. Символическая, знаковая функция частей этой старой системы была сохранена в новой в некоторых деталях даже вопреки ее конструктивным закономерностям (чередование триглифов и метоп на фризе, воспроизводящее чередование торцов часто расположенных балок и заполнений между ними; плоские мутулы на нижней поверхности выносной плиты карниза, как бы изображающие выпуски деревянных стропильных ног; каплигутты на нижней поверхности мутул и под триглифами на нижней грани полки, венчающей архитрав, напоминают крепления деревянных элементов, но совершенно чужды логике каменной конструкции.

Даже в произведениях западноевропейского функционализма 19201930х годов утилитарную целесообразность, провозглашенную программой, нередко замещало символическое выражение «деловитости». В композицию зданий часто вводились детали, рождающие ассоциации с каким то механизмами или средствами транспорта самолетом, пароходом, автомобилем.

Комментарии запрещены.