Основные принципы античной архитектуры

Основные принципы античной архитектурыИтак, основные принципы античной архитектуры соответствуют новой манере видения. По-видимому, это совпадение сделало возможным открытие и оригинальное истолкование античного ордера Брунеллески.

Без ордера просто невозможно воспринять сразу и в целом сложную пространственную композицию.

Средневековый художник тоже умел объединять детали, но принцип этого объединения привносился им извне.

И. Е. Данилова справедливо считает, что композиция иконы не предполагала сравнение с реальной натурой. Ее целостность удобнее «видеть» с закрытыми глазами.

Но самое главное этот способ не дает точных знаний о натуре. Художник Ренессанса ценил в ордере не только конструктивную логику, но и приспособленность к мгновенному восприятию постройки.

Подтверждением тому знаменитый довод Леонардо в споре о превосходстве живописи над другими искусствами. «Наша душа настроена на гармонию, а гармония получается не иначе, как при единовременном восприятии пропорциональности соотношений между предметами, посредством зрения и слуха.

В трактате «О живописи» король Матиас так отвечает поэту: «Разве ты не видишь, что в твоей науке (поэзии В. Л.) нет пропорциональности, созданной в мгновение» В пору светлого и непротиворечивого детства, в античные времена человечество как то само собой обрело способность подобного видения.

Здесь и дальше высказывания П. П. Чистяков по кн.: Молева Э. П. П. Чистяков. Теоретик и педагог, 1953.

Доклад И. Е. Даниловой о композиции средневековой школы, прочитанный в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в 1972 Здесь и дальше высказывания Леонардо да Винчи. Потом это видение было утеряно на многие столетия.

И только в период Возрождения вновь добыто, но теперь уже не бессознательно.

Правда, взгляд архаического грека еще не целостно ордерное видение, хотя в нем уже найден способ держать в поле зрения сразу многие предметы. Оно еще не организовано по законам ордера, ему не хватает целеустремленности.

Взгляд, подобный тому, что запечатлен в глазах коры с афинского Акрополя (IV в. до н. э.) или «Тенейского Аполлона», можно встретить в скульптурах раннего Возрождения. Именно так смотрит Давид Донателло (1408).

В его глазах еще нет игры аналитического ума. Охватить целое без владения ордерным построением чрезвычайно трудно.

Комментарии запрещены.