Прочность архитектуры

Прочность архитектурыОказывается, классическая триада Витрувия польза, прочность, красота, положенная Альберти в основу трактата, имеет зрительный эквивалент. Необходимость (Альберти изменяет пользу на необходимость) это взгляд мимо на фон, на среду, в которой живет изображаемая фигура.

Вот почему, желая показать предмет в общих массах, Альберти так часто делает отступления. Прочность это рассматривание отношениями, только так можно понять устройство.

Взять верные отношения значит сопоставить контрастные части, направив взгляд между ними.

Тогда особенно заметна их взаимная приспособленность.

Так, описывая конструкцию крыши, Альберти всякий раз удаляет какой-нибудь элемент и тем самым показывает, как через него связаны два других. Красота это одновременное видение правильно расчлененного целого, при условии, что все части спропорционированые.

Взгляд в определенной последовательности переходит от одного композиционного узла к другому и одновременно складывает их в целое.

Здесь писательское искусство Альберти в нахождении правильных пропорций глав, тем и отдельных эпизодов, а также достойного им места в общей картине. Почти каждая глава кончается фразами типа: «Мы сказали..

. в той мере, в какой это здесь казалось... необходимым»; «здесь следует развивать то, чего мы коснулись выше.

» или «об этом довольно», «но об этом мы скажем подробнее в другом мастер», «теперь, покончив с тем, О чем следовало сказать, мы перейдем рассмотрению остального» и т. д. Такие указания похожи на условные обозначения, при помощи которых музыканты записывают в нотах характер исполнения.

У Чистякова своя редакция классической триады: «В искусстве живописи прежде всего надо уметь на натуру глядеть просто, подтески; второе надо знать, что исполнять нужно; третье соединить два необходимые условия, помирить их, потому что и быть мастером и глядеть вот задача». Или короче «чувствовать, знать уметь.

Комментарии запрещены.