Развитие эклектизма в буржуазной архитектуре
Такой перенос в функционалистскую архитектуру особенностей форм, характерных для индустриальной и транспортной техники, определялся не наивным стремлением внешне сблизить архитектуру с некими атрибутами индустриального века, характером общекультурной ориентации, представлением о некоем «человеке технического века», которое должно было материализоваться в архитектуре с помощью определенных ассоциаций. Стремление связать архитектурную форму с определенным символическим значением особенно широко и непосредственно реализовалось в архитектуре средневековья, охватывая любые структура построек была выражением синтаксической связи сложной и развитой системы значений, развивающейся по строгим иконографическим канонам. Распространение грамотности и книгопечатание ослабили функциональную роль символического в предметной среде и ее элементах.
«Заметьте, как с момента изобретения печатного станка постепенно нищает, чахнет и увядает зодчество.
оно перестает быть главным выразителем идей общества; оно жалким образом ищет опоры в искусстве классическом», писал Виктор Гюго. Окончательный распад общепонятного языка архитектурной формы происходил вместе с процессом капиталистического отчуждения труда.
Развитие эклектизма в буржуазной архитектуре XIX столетия вело не к разрыву органических связей между визуально воспринимаемой структурой произведения зодчества и его функционально конструктивной первоосновой форма лишалась смыслового значения, содержательности. Элементы, возникшие как знаки, применялись в силу инерции, уже утратив свою значимость.
Лишь связь с определенными эстетическими стереотипами была причиной их уже бессмысленного употребления. Нормы синтаксического строя формы стали восприниматься лишь как некие самодовлеющие каноны.
Механический характер процессов расширения городов начиная с XIX в усугубил процесс утраты содержания их формой.
В структуре города «кодировалась» лишь простейшая информация, позволяющая ориентироваться в пространстве и различать назначение построек.
Но выражение и этого круга понятий позднее перешло к другим знаковым системам, отделившимся от архитектуры и получившим самостоятельное существование в виде рекламы, опознавательных, дифференцирующих знаков (названия улиц, номера домов), ориентирующих знаков (указатели переходов, дорожные знаки), вывесок.