Роль профессиональной архитектурной критики

Роль профессиональной архитектурной критикиПоэтому формирование позиций общественного мнения в отношении архитектуры составляет важную функцию критики, такую функцию, которая в корне определяет пути развития, именно развития архитектуры. Развитие без участия критики не происходит прежде всего потому, что в процессе личного творчества художник сам выступает критиком созданных им вариантов. А в творчестве как социальном явлении, как в общественном процессе создания культуры в целом функция критика отделяется от личности художника и переходит к критикам профессионалам.

Их обязанность состоит в том, чтобы осознать не только особенности достоинства и недостатки художественного произведения, но и его место во всем процессе становления культуры, а затем суметь привить эти знания как обществу, так и художнику, рассказав ему, насколько он продвинулся в решении художественных и общественных задач и (самое главное) какие из них остались нерешенными, какие стоят перед ним сегодня. И они решаются не средствами критики (такую безосновательную претензию ей подчас предъявляют), а только и исключительно художественными средствами.

Обращаясь к обществу, критик создает известность художнику, его деяниям; обращаясь к художнику, направляет его в неизвестность предстоящих деяний. Роль профессиональной архитектурной критики скромнее.

Она подчинена общественной критике. Профессиональная критика не обращена к обществу, это критика в своей среде.

Она не дает известности, не вводит в контекст культуры, она ставит перед архитектором узкие профессиональные задачи.

Она может ему указать, в чем он оказался ниже среднего уровня (знание этого уровня и считается профессионализмом), но бессильна указать новые большие цели, двигаясь к которым можно высоко подняться над средним уровнем.

Профессиональная критика редко может увидеть место произведения в широких горизонтах всей культуры общества, в свете развития эстетических идеалов. Профессиональная критика может сказать, правильно ли сшит ботинок, но не способна предопределить тот его фасон, который понадобится обществу завтра.

Жолтовский руководил проектированием как профессионал, а критиковал архитектуру как философ. Действенность критики не сиюминутная.

Задача критика не в том.

Комментарии запрещены.