Средневековое искусство

Средневековое искусствоВ средневековом искусстве, и например, в иконах напротив, возможно и допустимо разглядывание последовательно по частям. В период же Сиеченто многофигурные композиции почти всегда имеют на втором плане архитектуру.

Это не просто любование модными античными формами, а прием, рассчитанный на раздвоенное зрение. Подобную роль, по-видимому, играют часто встречающиеся в ренессансной живописи, казалось бы, случайные и несвязанные с сюжетом сильные, броские детали, излюбленные архитектурные формы или безучастные персонажи.

Туже роль выполняют архитектурные перспективы в барельефах Либерти и Донателло.

Вообще перспективе, открытие которой приписывают Брунеллески, принадлежит решающая роль в становлении ренессансной манеры видения.

Недаром все великие художники Возрождения не задумываясь ставят ее на первое место среди всех художественных изобретений. Понятие зрительной пирамиды производит подлинный переворот в методах изображения.

И не зря: достигнутая в перспективе пространственная согласованность частей изображения позволяет легко увидеть их как одно целое.

В архитектуре примерно той же цели служит пропорциональное построение ордера.

Но вернемся к методу сознательного рисунка, разработанного Чистяковым. После общего наброска фигуры Чистяков ставит задачу сначала увидеть и затем наметить ее членения.

Отличить главное от второстепенного помогает анатомия.

Правильное членение фигуры появляется, когда художник начинает замечать приспособленность каждой части к выполнению определенной работы.

И Альберти делит постройки на типы по их назначению.

«Одни здания существуют для необходимости, другие для удобства, а третьи для наслаждения. Новая манера видения вырабатывалась в ходе непрестанных опытов изображения обнаженной фигуры человека.

Поэтому Альберти неоднократно уподобляет человеческой фигуре здание, его части и даже города.

Красивый, удобный и надежно защищенный город должен отвечать тем же требованиям, что и красивое, здоровое и тренированное человеческое тело.

Комментарии запрещены.