Традиционный принцип эстетической организации города

Традиционный принцип эстетической организации городаГород представляет собой нечто большее, чем скопление сооружений или тип пространственной среды. Это творение человека, отражающее культуру, мировоззрение и эстетические идеалы своего времени.

Традиционный принцип эстетической организации города выявление и активное использование естественных факторов местности (река, рельеф, растительность и др.) и раскрытие общей планировочной композиции через систему архитектурных ансамблей городского значения. Эти ансамбли, отвечающие важнейшим городским функциям управления, общественной жизни, обслуживания, фиксируют узловые пункты планировочной структуры города, совмещенные с наиболее ответственными точками природной ситуации.

Исторически этот принцип сформировался и проявил себя в полной мере еще в античном и средневековом городе, т. е. поселениях, имеющих относительно небольшие размеры, по сути пешеходных, с четко фиксированной и визуально легко различимой границей города и природного окружения (Флоренция, Суздаль, Москва и т. п.). Весь город, который со многих точек можно было окинуть взглядом, воспринимался как однородный, живописно организованный массив застройки с вкрапленными в него жемчужинами главных сооружений, образующими специфический силуэт. Центр, по существу, еще не был обособлен от всего остального города, который составлял единое, неразложимое на части архитектурно художественное целое.

По мере увеличения физических размеров городов в наиболее крупных и значительных из них система градостроительных доминант развилась в градостроительные ансамбли, охватывающие большие пространства, объединенные сложной композиционно планировочной структурой и стилевым единством застройки (Париж, Петербург, Вена).

Центры городов выделились в самостоятельную, наиболее репрезентативную и в художественном отношении своеобразную часть города, которая распространяла свое влияние на окружающую застройку, определенным образом ориентировала ее и держала в поле своего порции и физические размеры, цвет, фактура) и, по видимому, в гораздо меньшей степени к собственно архитектурному решению объемов, членениям, детализации фасадов и т. п. Вместе с тем все большее значение приобретают специфические средства создания образной характеристики города, значение которых до сих пор далеко не в полной мере.

Комментарии запрещены.