Возрождения художников
style=""/>И в последующих двух книгах Альберти «О сооружениях, предназначенных для всех» и «О сооружениях для отдельных лиц» соблюдается все тот же принцип. Шестая книга особенно важна.
Когда учтены все практические нужды, следует привести все формы и линии к единству по законам гармонии.
Глаз читателя, уже обученный смотреть отношениями, начинает замечать пропорциональные закономерности.
Остается восстановить картину в целом.
Чистяков завершает рисунок быстрым взглядом на натуру в целом (и тут же обратно на рисунок), что позволяет заметить и исправить все, что мешает впечатлению единства. Теперь настало время выяснить, почему и Альберти и Чистяков так настойчиво заботятся о дисциплине зрения (или мышления) и соблюдении особых правил изображения.
Конечно, Альберти ведет повествование в той последовательности, в которой ведется строительство. Поэтому ему не может не нравиться деловой рассказ Витрувия.
Но, по-видимому, для Альберти важно не копировать постройки древних, а овладеть их видением. Для него нет принципиальной разницы между умением построить, правильным рисунком и способом разглядывания.
Если смотреть не так, как древние, то и не сможешь нарисовать похоже, а не нарисуешь похоже не сумеешь построить.
Художники возрождения вырабатывают в себе способность широко и рационально организованного видения.
В этом случае разглядывание следует ходу логического рассуждения. Чтобы понять причину появления предмета, надо смотреть не на него, а на его обусловленность окружением, т. е. искать во всем причин по следственную связь.
Например, виноградник всегда будет на солнечной стороне холма, а погреб в затененной части местности.
Если хочешь понять устройство предмета, постарайся увидеть его расчлененным. И, наконец, чтобы составить о нем верное представление, нужно вновь увидеть целое, но уже не переоценивая значение фона, больше думая о соразмерности (об ордере, пропорциях, перспективе).