Значительные события в архитектуре
Центральный театр Красной Армии явился значительным событием в советской архитектуре, вызвавшим острые дискуссии и разноречивые оценки. Архитекторы выдвинули смелую идею создать многоярусное сооружение, положив в основу построения плана и объемно пластической композиции всех его ярусов пятиконечную звезду как символ Красной Армии. Авторы обосновали свою идею стремлением полнее и доходчивее выразить в архитектурных формах здания его идейно художественный образ.
С этой целью первый ярус здания, вмещающий зрительный зал и главные помещения театра, решен правильным десятигранником и замкнут в колоннаду в форме пятиконечной звезды.
Весь многоярусный объем театра, повторяющий в каждом уменьшающемся ярусе пятиконечную звездообразную форму, завершается таким же постаментом, несущим венчающую все здание скульптуру красноармейца с высоко поднятой звездой. В последующие годы авторов не раз критиковали за символизм в решении формы и образа здания, за предвзятость композиции его плана, втиснутого в форму пятиконечной звезды, якобы Сталинград.
Ансамбль набережной. Главная парадная лестница.
отрицательно сказавшегося на удобствах театра. На мой взгляд, символизм не лучший путь решения идейно образных проблем в архитектуре.
По своей природе архитектура как искусство располагает более глубокими и мощными композиционными средствами для этого. Но в практике мировой, да и советской архитектуры имело место, и не редко, обращение к принципам символизма.
Например, американский архитектор Ээро Сааринен создал здание аэровокзала в Нью-Йорке (1962) в виде готового к взлету железобетонного воздушного лайнера.
А наши советские архитекторы в недавнем прошлом положили в основу объемно пластической композиции павильона на Международной выставке в Осаке символ развевающегося Красного знамени/ Сталинград. Ансамбль площади Павших борцов.
Справа гостиница «Интурист», за ним областная партийная школа, в центре обелиск Павшим борцамны Советов. Там, где очевидно высокое мастерство решения функциональных, технических и художественных задач, возможны и принципы символизма.