Исходный метод композиций

Исходный метод композицийИсходным моментом его композиций служит именно внутреннее пространство, а не ограничивающая его форма, ее пластика явно вторична по отношению к пространствам, которые живо и непосредственно взаимодействуют и напряженно соотносятся друг с другом. Благодаря этому чисто физически ощущается одухотворенность создаваемой Шехтелем пространственной среды, пульсация ее «жизни» и совершенно непередаваемое словами чувство удовлетворения от пребывания в созданной зодчим прекрасной среде. Архитектура интерьеров Шехтеля отлична от перенасыщенных декором, предметами и безделушками «мебельных» интерьеров эклектики.

Отлична и от представительных парадных интерьеров барокко и классицизма. Основным носителем эстетического переживания в интерьерах Шехтеля являются соотношения и формы расчлененного пространства, впечатление от которого лишь дополняет или оттеняет убранство и декор.

Подобно фасадам, интерьеры воспринимаются как динамическая смена картин, непрерывно меняющихся по мере движения по дому. При видимой свободе и живописности все они крепко «построены».

Наличие общей жесткой схемы, восходящей к своеобразно понятой центричности, не противоречит конкретным художественным замыслам: в композиционном центре сооружения высокое помещение (лестница, холл, зал или группа помещений), к которому тяготеют, вокруг которого свободно группируются остальные. На протяжении всей своей жизни сохранит Шехтель верность культу красоты.

Она с неизбежностью вытекает из идейно эстетической программы модерна, видевшего смысл искусства в его жизни строительной функции.

Представители модерна руководствовались убеждением в глубоко нравственном и преобразующем воздействии на общество окружающей человека среды.

В этом воздействии виделся «третий» из возможных путей развития человечества нонконформистский, не приемлющий существующий порядок вещей, но и не приемлющий путь его революционного преобразования. Русскому модерну, а произведениям Шехтеля в особенности.

Комментарии запрещены.