Организация композиций

Организация композицийСтруктура которых столь свежа, что в итоге образует сооружения, далекие от стереотипов эклектики. За исходное принимаются внутренние качества предмета, его существо, в соответствии с которым, а не по внешнему подобию (формам и орнаментам прошлого в архитектуре и прикладном искусстве) творит произведение художник, создавая органическое единство фона и декора, линии и формы, пространства и массы, формы художественно выразительной и формы конструктивно и функционально полезной.

Из построек Шехтеля 1890х годов особенно богат «открытиями» особняк Морозовой. Не будет большим преувеличением утверждение, что закономерности, впервые определившиеся в «готических» вариантах модерна, Шехтель будет развивать и далее в сооружениях, привычно относимых нами к модерну.

Будут меняться в соответствии с назначением здания и выраженными в них идеями формы, приемы, средства художественной выразительности, будут эволюционировать стилевые особенности, но общие и существенные закономерности останутся неизменными. Организация композиций модерна как определенного стилевого явления основывается на целостности органического порядка, уподобляемой целостности живого организма.

Внешним ее выражением является стилизация, позволяющая увидеть в облике сооружения и отдельных его элементов, в группировке масс и характеристике пространства эту органичность, выражаемую то изобразительно, то в ассоциативных абстрактных формах, художественная трактовка которых вызывает то же ощущение одухотворенности и пульсирующей в них жизни.

Для построек Шехтеля характерна живописная ритмическая композиция фасадов, основанная на сопоставлении, варьировании и развитии нескольких тем при явном господстве ведущей. Композиция усадебных комплексов строится на тех же принципах живописной картинности и динамичной смене кадров.

Неизвестная статичным интерьерам эклектики динамическая организация пространства также начинает разрабатываться Шехтелем в его особняках 1890х годов.

Комментарии запрещены.