Современники в архитектуре
Современники с удивлением отмечали, что для покрытия сооружений, создаваемых «на вечные времена», применены отнюдь не «благородные» материалы, а железо, асфальт, щебень. Сугубо технические сооружения Вагнер стремился ввести в сферу архитектуры.
Плотина Нюсдорф стала композиционным ядром целого района.
Возникшие при строительстве плотины перепады береговых уровней и подпорные стенки послужили основой для создания живописного пространственного ансамбля.
Широкие лестницы, террасы, ажурные перила и массивные балюстрады украшали эти сооружения.
Вагнер в своих теоретических трудах не рассматривал понятие пространства в архитектурной композиции, но знакомство с комплексом гидротехнических сооружений Нюсдорф убеждает, что он был истинным новатором в области пространственной организации городской среды.
Недаром его ученик, впоследствии крупный американский архитектор Рудольф Шиндлер писал, что Вагнер принес в архитектуру «новое искусство пространство». Тем самым Вагнер закладывал фундамент современного представления об архитектуре как комплексной пространственной среде.
В 1890е годы в художественной жизни Австрии значительную роль играют художники и архитекторы, организационно объединившиеся в группу «Сецессион». Их главная цель создание нового искусства, независимого от стилей прошлого, родилась в результате общеевропейского движения к новому стилю.
Это направление в Англии и во Франции называлось, а в Австрии и Германии «югендстиль».
Однако многие лозунги «Сецессиона» остались только словами. На первом плане оказалось увлечение орнаментальными мотивами, графическими и цветовыми новациями, вскоре превратившимися в модные украшения стиля модерн.
Но в тот, что Вагнер увидел в «Сецессионе» своих единомышленников, тем более, что входившие в объединение архитекторы И. Ольбрих и И. Гофман были его учениками, а скульптор О. Шимковиц, живописцы А. Бём, К. Мозер его друзьями, неоднократно сотрудничавшими с ним. Вступление Вагнера в 1899 г. в члены «Сецессиона» сопровождалось скандальными газетными фельетонами. Дело в том, что в 1898 г. кайзеровская академия вручила ему приветственный адрес как архитектору, много сделавшему для утверждения престижа академии.