Вторая жизнь памятника

Вторая жизнь памятникаПостройки нерусского стиля обнаруживают пристальное внимание архитектора к выразительности силуэта. Специфическая для модерна стилизация прототипа сливается со столь же характерной для него органической целостностью линии и формы.

Выразительный «живой» абрис пластической формы определяет декоративность много башенных композиций, созданных в расчете на многообразие точек зрения, при которых видимые в разных ракурсах башни и павильоны как бы меняют свое положение по отношению к главному объему.

Хочется отметить вклад Шехтеля в трансформацию традиционного типа театрального здания и его зрительного зала, освобожденного от традиционной помпезности, его вклад в разработку таких новых для своего времени типов зданий, как народный дом (проекты 1897 и 1902 гг.), кинотеатр, санаторий, выставочный зал, стадион. Шехтеля можно считать создателем характерного для московской школы типа конторское торговое производственных зданий.

Отталкиваясь от их конструкции (внутренний металлический или железобетонный каркас и зальная организация внутреннего пространства), он переосмысливает их композицию.

При всем аскетизме и как будто элементарности, основанной на повторности стоек каркаса и огромных оконных проемов, этим сооружениям присущи эмоциональная напряженность и сознательное акцентирование красоты, заставляющие забыть о прозаическом назначении построек. Шехтель много проектировал до конца своей жизни, однако наиболее значительный вклад в историю отечественного зодчества он внес в 1890 Творчество К. Н. Леду мастера, одаренного богатой творческой фантазией, достаточно известно.

Большим признанием пользовался он и в России, где его влияние особенно сильно отразилось на творчестве архитектора Н. А. Львова. К сожалению, большинство работ Леду не сохранилось.

Тем более ценны те немногие, но важные его произведения, которые дошли до нашего времени. Это заставы в Париже и Королевские солеварни в Арк и Сенан в районе Франш Контэ.

Памятники эти содержатся в исключительной сохранности. Заставы Парижа задуманы Леду как Пропилеи, как торжественные.

Комментарии запрещены.