Уютный минимализм

Комфортный минимализм. Интервью с фотографом Агатой Верой Шиллер

Она знает, как снимать интерьеры, поскольку она их проектировала. Она навсегда посвятила себя фотографии с той поры, как побывала в Шотландии. — Мне нравится применять термин "комфортный минимализм". Это тот момент, когда не очень много, но так много, что комфортно, — говорит Агата Вера Шиллер, фотограф с очень большим опытом и способностью запечатлевать пространство и людей в кадре, с восхитительным ощущением света и индивидуальности изображенных людей.

Уютный минимализм

Юлия Вишневская: Ты профессиональный фотограф. Это портреты, но также и жизненный образ и интерьеры… Откуда эта дорога?

Агата Вера Шиллер: Все началось с фотографии Евы Рубинштейн, которую я впервые заметила на встрече с художником в 2001 году. На фотографии изображен интерьер темного вестибюля, фокусирующийся на окне, через которое ветер дует большим белым занавесом. Эта фотография изменила что-то во мне, это был какой-то импульс… Практически сразу после этой встречи я поехал в Шотландию на пару месяцев с одолженной камерой "Зенит". Там, очарованный чудом космоса, я навсегда потерял собственную фотографическую страсть… Я фотографировал как правило пространства. Человек пришёл спустя пару лет.

Уютный минимализм

Были также исследования, важные, так как они формировали мое эстетическое мышление. Сначала Академия изящных искусств в Познани. Я защитила собственный диплом в художественной студии. Рисунок во все времена был важен для меня как одна из форм выражения, которая сейчас, к большому сожалению, из-за недостаток времени, практически полностью заменена фотографией. После завершения Академии изящных искусств в Познани я переселился в Варшаву и начал учиться в Академии изящных искусств в Кракове на факультете дизайна интерьера. Пока я еще фотографировал, я работал в отделе интерьерного дизайна. Я уехал в КНР на несколько лет и там, понемногу, фотография стала играть особую роль в моей жизни. Там у меня была моя первая персональная выставка, где я показывал фотографии и космоса, и людей…

То, что случилось после того, как я вернулся?

Я решил заняться фотографией профессионально, отказавшись от интерьерного дизайна. Но для того, чтобы не уйти от них полностью, я начал их снимать. Мои архитектурные знания оказались полезными в данной работе. Входя в установленное пространство, я сразу чувствую его и знаю, где искать его машины. Так было по сей день. Профессионально я занимаюсь как правило фотографией интерьера и широко определяю жизненный стиль, хотя иногда я делаю коммерческие фотосессии, основным объектом которых считается человек.

Уютный минимализм

Плюс к этому, есть также художественная фотография.

Она как правило посвящена поискам и рассказам о состоянии мужчины который следит за модой, с особенным акцентом на женщинах. Космос возникает в контексте следов, оставленных людьми. На данный момент я пишу диссертацию по фото в Академии Изобразительных Искусств в Варшаве, предметом которой считается портрет женщины во времена вездесущего созидания, ссылаясь на эстетику пикториалистов. Чрезвычайно живописная красота, с индивидуальным отпечатком создателя на его работах.

Вот как это все складывается. Я фотографирую и пространства, и людей, так как кто сказал, что ты должен что-то решать (смеется)? В конце концов, фотография пространства, собственная, это как второй, другой, хотя и одинаково говорящий, портрет человека, который в ней живёт.

Уютный минимализм

На что вы смотрите при фотографировании интерьеров?

Фотографирование интерьеров требует большого контроля над техникой. Нельзя допустить технических ошибок, если это не художественная космическая фотография. Но это не означает, что вы должны подходить к предмету безлично. Разумеется, все будет зависеть от того, какая цель сессии. Мы будем рассматривать интерьер для каталога компании-изготовителя мебели по-другому, и вдобавок по-другому в рамках интервью с хозяином этого интерьера для статьи в журнале. Когда мы справляемся со всеми техническими препятствиями и дело имеем, к примеру. Когда мы освоили все технические препятствия и справились, к примеру, с эффектом "рушащихся стен" или правильным балансом белого, остается лишь персональный взгляд на интерьер.

Уютный минимализм

Мне нравится искать интересные детали, снимать их большим планом и добавлять их ко всему материалу сессии в виде так называемых "наполняющих картинок", которые не показывают интерьер напрямую, а передают его персональный характер. На любой фотографии лидирующую роль играет свет. Точно также и в интерьерах, свет считается одним из самых важных элементов и одновременно очень сложным элементом для управления. В интерьерах мы часто имеем смешанный свет, мы должны воспользоваться красивым окружающим светом, т.е. солнцем, и вывести освещение искусственное, спроектированное архитектором.

Вы фотографируете разные интерьеры? Вы идете по направлению уютных, "тёплых" интерьеров?

Я профессионально фотографирую пространства, которые отвечают потребностям рынка. Но я стараюсь подбирать задания, которые вписуются в мою эстетику. Мне бы хотелось сфотографировать интерьеры в скандинавском стиле, парижское Art Deco с оттенком современности или архитектурно чистые пространства, которые показывают концептуальное мастерство их создателя, к примеру, Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке. Я также очень люблю и хочу получить побольше комиссионных в не так давно открытых, красивых и уютных кафе или ресторанах Варшавы или в подобных восхитительно оформленных интерьерах, как Autor Room.

И наедине, какие интерьеры тебе нравятся?

Светлая и просторная, но одновременно хорошо обустроенная. Мне нравится применять термин "комфортный минимализм" — это момент, когда не очень много, но так много, что это уже комфортно. Мне нравятся настоящие добавки, например дерево или ткани, например лён.

Однако, очень важное в интерьере для меня — это две вещи. Первое — это его оригинальный, персональный характер, который создают люди, которые живут там. Такая зрительная обстановка построена из приватных безделушек или в результате жизненного образа жителей. То, что мы ассоциируем с конкретными людьми и что остается в нашей памяти надолго.

Вторая серьезная вещь — это свет. Собственно свет, разумеется, натуральный, решает, какая обстановка у нас в этом пространстве, это его начало и конец. Мы не можем построить при помощи мебели или аксессуаров то, что мы можем сделать с хорошо планированным освещением. Когда я ищу место для жизни или работы, я обращаю внимание в как правило на природное освещение, ориентацию окон по отношению к направлениям света.

И так частично в шутку, частично серьёзно — я чувствую себя лучше в галереях исскуства, магазинах DIY и моем доме (смеется).

-«портативный»-