• Вт. Апр 13th, 2021

    Архитектурная компания "Shahtarsk"

    Производство. Проектирование. Оригинальные архитектурные проекты

    Критики классицизма

    Критики классицизмаОсновываясь на убеждении, что «история архитектуры какого либо народа теснейшим образом сопряжена с историей его же философии», Быковский формулирует позитивную программу новой архитектуры: «Мы должны подражать не формам древних, но примеру их: иметь Архитектуру собственную, национальную, и да проявится настоящий дух нашего отечества и в произведениях Архитектуры и да возвестит она позднейшему потомству о благоденствии и нравственной силе России». В основе сложившегося издавна представления о противоречии между передовыми воззрениями зодчих типа Быковского и их проектной практикой лежит экстраполяция наших взглядов на архитектуру и мышление зодчих того времени. Разве Быковский отрицает ордерную архитектуру или, выражаясь его словами, «архитектуру, основывающуюся на пяти основных чиноположениях»?

    Он отрицает лишь неосновательность мнения о ее общезначимости. Именно это и подтверждает практика самого зодчего и его современников.

    Следует также иметь в виду исторически конкретный смысл тезиса Быковского о необходимости подражать «не формам древних, а примеру их», т. е. создавать архитектуру собственную, национальную. Ни он, ни один из его современников и последователей не упоминают ни разу о создании новых форм или о неприемлемости принципов, восходящих к эпохе Возрождения.

    В преобразованном виде они еще долго сохраняются в архитектуре.

    Дилемма все значимости или исторической ограниченности ордера потому и дебатируется так усиленно в 1830 1840е годы, что в формы, принимаемые традиционно за «прекрасные», отныне начинают вкладывать новый смысл. Возникает потребность выражать средствами искусства представления и идеи, непосредственно связанные с действительностью, с формирующейся национальной культурой, с комплексом понятий, объединяемых словом «польза», содержание которых не связывается с ордером.

    В результате складывается практика и осознается теоретическая мысль, звучащая в формулировке современника Быковского К. А. Тона как «необходимость выбирать стиль в соответствии с заданием». Это по словам комментатора и популяризатора последнего П. И. Свиязева «имеет современное значение» и приобретает «новаторский смысл».