В бумажных домах

В домах, изготовленных из бумаги. Оригинальный проект во Вроцлаве

В бумажных домах

Кшиштоф Зенба: Уже более года во Вроцлаве стоит небольшой деревянный дом и бумаги. считается ли "Дом карт" одноразовым экспериментом или прототипом для серийного производства?

Архитектор Ежи Лонтка: Карточный дом был создан в рамках более массивного проекта. Это связано с моей диссертацией , проведенной на архитектурном факультете Технического университета в Делфте и во Вроцлавском технологичном университете. С моими коллегами мы сделали несколько прототипов, применяя разные материалы бумажного происхождения. На основе таких экспериментов мы подобрали самые эффективные структурные системы. Конечный вариант был возведен в 2016 году на площади Сольны во Вроцлаве, а потом перевезен в кампус Технического университета. Загородный дом де-факто считается конечным продуктом с перспективой реализации.

Даже в наше время работа носила исследовательский и дизайнерский характер, но в дальнейшем она может быть внедрена в промышленное производство. Мы знаем, что нам понадобятся дополнительные исследования и некоторые улучшения, если посмотреть по другому, мы знаем о спросе на подобного рода решения. Тем более в области ассистивной архитектуры. Не только в виду того, что происходит в мире во времена "арабской весны". Во время войны или стихийного бедствия нужна незамедлительная поддержка жертв. Конструкции из бумажных элементов тоже могут быть полезны в период выполнения массовых мероприятий, например как фестивали или Олимпийские игры — везде, где нужны временные подсобные сооружения.

В бумажных домах

Эти временные здания, согласно описанию, должны прослужить несколько или даже больше десяти лет.

Не обращая внимания на то, что вроцлавский дом еще сравнительно новый, надёжность аналогичных зданий подтверждается исследованиями. Хорошим примером считается начальная школа Уэстборо в Британском Уэстклифф-он-Си с 2001 года. Архитекторы из Cottrell & Vermeulen Architecture ЛТД. спроектировали здание школы на 20 лет, и оно применяется и по сей день.

Японский бумажный дом, спроектированый Сигэру Баном, построили в 1995 году и продолжает развиваться даже в наше время. Стойкость временных убежищ должна быть приспособлена к потребностям пользователей, т.е. беженцев и жертв стихийных бедствий. Согласно исследованию, продолжительность пребывания в лагерях составляет в среднем 17 лет [доклад УВКБ ООН "Состояние беженцев в мире", 2006 г. — ред.]. Рабочий срок до 20 лет требует соответствующей защиты бумаги, тем более от влаги.

В бумажных домах

считается ли картон идеальным материалом для укрытия? IKEA изготавливает собственные складывающиеся дома для беженцев из пластика, во Франции построены дома из дерева, а там, где это дает возможность климат, ставятся палатки.

Бумага имеет пару очень позитивных черт в этом контексте. Не обращая внимания на внешность, это максимально прочный материал. Он подойдет для дешевых конструкций и обладает неплохими тепловыми качествами. Медовый картон или гофрокартон, склеенный между собой, может иметь показатель теплопроводимости U=0,23 Вт(м2).К) для стены толщиной 25 см. Картон производится серийно и поэтому очень доступен. Он уже активно применяется в индустрии строительства, к примеру, как наполнитель для дверей или мебели, он применяется для создания напольных панелей или литьевых панелей HPL. Важное преимущество состоит в том, что бумагу можно перерабатывать, хотя тут есть противоречие. Чем долговечнее объект, тем важнее пропитка, которая, со своей стороны, ограничивает возможность последующей отделки. В "Доме карт" картонные панели снаружи покрыли Поливинилхлоридной пленкой, а внутри — слоем пленки из полиэтилена. Такие элементы могут быть механически отделены друг от друга, а потом легко переработаны. Проблема мусора приобретает важное значение в связи с экономией от масштаба. Сегодня необходимы многие тысячи временных домов. В лагерях, так называемых. Семейные палатки ООН применяются в лагерях. Через несколько лет приличное количество отходов остается.

Популяризация материала будет определяться не только его влиянием на внешнюю среду, но и его стоимостью.

Образец дома стоит около 30 000 злотых. Обычные здания делаются из небольших серийных элементов. Кирпич — это функциональный материал, из него можно начинать строить разные формы, однако для этого необходим опыт и оборудование. Мы подошли к проблеме под иным углом, опираясь на сборные детали, которые легко соединяются между собой без применения лесов, кранов или специнструмента. Ни один элемент не весит более 35 кг, и здание может быть собрано в минимально возможное время даже волонтерами под управлением специалиста.

В бумажных домах

Таким образом, бумажный дом менее опасен для внешней среды. Для резидентов тоже?

Услышав о картонных домах, многие представляют себе стены, которые можно проколоть шариковой ручкой. Применение сплошного картона толщиной 2-3 мм, покрытого водоустойчивой строительной бумагой, считается достаточным для защиты от повреждений при нормальном применении. Стоит еще сказать что, данный материал вдвое плотнее дерева и плавно обугливается при больших температурах, что обеспечивает достаточную стойкость к огню. Но все таки, вы можете применить более крепкий материал. Все будет зависеть от назначения объекта. В одной из британских школ применяются фиброцементные панели. Минимизация затрат и простота нужны в проектах по оказанию помощи. В случае дачных домиков или беседок, расширяющих домашнее пространство, можно применить плиты HPL.

Может быть, введение бумажных домов на коммерческий рынок приучит инвесторов к новизне?

Я думаю, это современный способ. Прежде чем построить наш дом на Plac Solny, мы разговаривали с людьми. Большое количество из них думало, что эта конструкция быстро развалится. Бумага ассоциируется с хромотой, с чем-то временным. Как только строительство было окончено, и вы могли войти в середину, мнения стали меняться. Это сомнение, кстати, не считается нестандартным для Польши; витринные здания могут быть убедительным аргументом.

Бумажные материалы должны быть сертифицированы, что откроет путь на рынок. Я так думаю, картонные сборные детали также подходят для устройства перегородок, как и широко применяемые сейчас плиты из гипсокартона, превосходно подходящие для вторичной переработки. Между тем, уже в первой половине 20-ых годов XXI века в Польше, как и в прочих государствах ЕС, до 70 процентов отходов строительства. строй мусор подлежит переработке.

"Услышав о картонных домах, большинство людей представляют себе стены, которые можно проколоть ручкой."

Бумага веками применялась в японской архитектуре, однако в Польше жизнь в коробке из картона имеет дурные коннотации и может быть стигматизирующей.

Я стараюсь смотреть на бумагу как на отделаное дерево. Дом, выполненный из бумажных элементов, не должен выглядеть как коробка, в конце концов. Печать, вид обработки поверхности может дать ей персональный характер.

Вы работаете в Польше и Нидерландах. Есть ли больше решительности в технологии бумаги в Нидерландах?

Голландцы любят проводить эксперименты и открыты для новинок. Нововведения все еще вводятся там быстрее, чем в Польше, но я придерживаюсь хорошего мнения. Особенно, что производство бумаги и картона в Польше развивается стремительными темпами, ресурсы данного сырья довольно высокие. Я оптимистично настроен на его применение в строительстве. У него множество плюсов, однако, разумеется, существуют конечно же и минусы, как правило, плохая устойчивость к влаге и неполный рабочий срок (20 лет вместо 50, принятых в строительстве). Не заменит обычные стройматериалы, но может быть их дополнением.

Ежи Лонтка — архитектор, докторант архитектурного факультета Вроцлавского политехнического университета (в группе жилой архитектуры) и архитектурного факультета Делфтского политехнического университета (на кафедре "Архитектурная инженерия + технология"). Специализируется на вопросах применения бумаги и ее производных в строительстве. Он также занимается временной, дополнительной и социальной архитектурой. Получил профессиональный и научный навык работы в польских и международных конструкторских бюро и университетах. Прошёл профессиональную и отвлечённую стажировку в Польше, Ирландии, Румынии, Англии, Израиле, Японии и Нидерландах. В 2013 году был приглашен на научную стажировку в студию Сигэру Бана. В 2012, 2014 и 2015 годах преподавал на курсах Bucky Lab на архитектурном факультете ТУ Делфт.

-«портативный»-